Самолеты ОКБ им. Туполева
АНТ-1
АНТ-2
АНТ-3
АНТ-4
АНТ-4 СТРАНА СОВЕТОВ
АНТ-5
АНТ-6
АНТ-7
АНТ-8
АНТ-9
АНТ-13
АНТ-14 ПРАВДА
АНТ-16
АНТ-17
АНТ-20 МАКСИМ ГОРЬКИЙ
АНТ-20бис
АНТ-21
АНТ-22
АНТ-23
АНТ-25
АНТ-26
АНТ-27
АНТ-29
АНТ-31бис
АНТ-37
АНТ-40
АНТ-44
АНТ-46
АНТ-58
ВР-2 СТРИЖ
ВР-3 РЕЙС
ВР-3Д РЕЙС-Д
ДБ-2
ДБР-1
ДИ-8
ДИП
И-4
И-8
И-12
И-14
М-16
МИ-3
МДР-2
МДР-4
МК-1
МР-6
МРТ-1
МТБ-1
МТБ-2
МЭР
Р-3
Р-6
Р-7
СДБ
ТБ-1
ТБ-1П
ТБ-3
ТБ-4
ТБ-4МГ
ТБ-6
ТУ-1
ТУ-2
ТУ-2Д (62)
ТУ-2Д (65)
ТУ-2Д (67)
ТУ-2 (716)
ТУ-2 АШ-83
ТУ-2 (1947)
ТУ-2П
ТУ-2Р
ТУ-2С
ТУ-2Т
ТУ-2Ш
ТУ-4
ТУ-4Т
ТУ-6
ТУ-8
ТУ-10 (1-й)
ТУ-10
ТУ-12
ТУ-14
ТУ-16
ТУ-16А
ТУ-16Б
ТУ-16Д
ТУ-16Е ЕЛКА
ТУ-16Е-ХР
ТУ-16З ЗАПРАВЩИК
ТУ-16К-10
ТУ-16К-11-16
ТУ-16К-26
ТУ-16КС
ТУ-16КСР
ТУ-16ЛЛ
ТУ-16Н
ТУ-16П БУКЕТ
ТУ-16ПЛО
ТУ-16Р
ТУ-16РМ
ТУ-16С
ТУ-16СП
ТУ-16СПС
ТУ-16Т
ТУ-16 ЦИКЛОН-Н
ТУ-16Ю
ТУ-20
ТУ-22
ТУ-22K
ТУ-22М0
ТУ-22М1
ТУ-22М2
ТУ-22М3
ТУ-22МР
ТУ-22П
ТУ-22ПД
ТУ-22Р
ТУ-22РД
ТУ-22РДМ
ТУ-22У
ТУ-24
ТУ-28
ТУ-28
ТУ-64
ТУ-70
ТУ-73
ТУ-75
ТУ-78
ТУ-80
ТУ-81
ТУ-82
ТУ-85
ТУ-88
ТУ-89
ТУ-91 БЫЧОК
ТУ-95
ТУ-95А
ТУ-95В
ТУ-95К
ТУ-95К-10
ТУ-95K-22
ТУ-95КД
ТУ-95КМ
ТУ-95ЛАЛ
ТУ-95ЛЛ т
ТУ-95М
ТУ-95М-5
ТУ-95М-55
ТУ-95МА
ТУ-95МС
ТУ-95МР
ТУ-95Н
ТУ-95РЦ
ТУ-95У
ТУ-96
ТУ-98
ТУ-104
ТУ-104А
ТУ-104Б
ТУ-104Е
ТУ-107
ТУ-110
ТУ-114
ТУ-116
ТУ-119
ТУ-121
ТУ-123 ЯСТРЕБ
ТУ-124
ТУ-126
ТУ-128
ТУ-128У
ТУ-130 (ДП)
ТУ-134
ТУ-134А
ТУ-134Б
ТУ-134УБЛ
Ту-134Ш
ТУ-135
ТУ-136
ТУ-138
ТУ-141 СТРИЖ
ТУ-142
ТУ-142М
ТУ-142М3
ТУ-142МР ОРЕЛ
ТУ-143 РЕЙС
ТУ-144
ТУ-144Д
ТУ-144ЛЛ
ТУ-154
ТУ-154Б
ТУ-154Б-2
ТУ-154М
ТУ-154С
ТУ-155
ТУ-156
ТУ-156 ("156")
ТУ-160
ТУ-164
ТУ-204
ТУ-204-100
ТУ-204-120
ТУ-204-200
ТУ-204-300
ТУ-204-320
ТУ-204С
ТУ-214
ТУ-234
ТУ-243 РЕЙС-Д
ТУ-300 КОРШУН
ТУ-330
ТУ-334

ТШ-Б
ФБ ("103")
ФБ("103У")
ФБ ("103В")

Ту-82 фронтовой бомбардировщик.


В феврале 1948-го ОКБ приступило к проектированию экспериментального самолетакласса фронтовой бомбардировщик со стреловидным крылом, двумя ТРД типа РД-45Ф или ВК-1 и рассчитанного на получение близких к звуковым скоростей полета (0,9-0,95М). Работа в ОКБ началась в инициативном порядке, тема получила шифр самолет Ту-82("82").

Первоначально проект представлял собой глубокую модернизацию «73-го» самолета. На «82-м», в отличие от «73-го», устанавливались стреловидные крыло и оперение. Силовая установка - два двигателя, уменьшался экипаж с четырех до трех человек, отказывались от верхней и нижней фюзеляжных пушечных установок. Их заменили одной кормовой.

Габаритные размеры и взлетная масса "82-го" получались значительно меньше, чем у "73-го". Одновременно аналогичная оптимизация конструкции под два двигателя ВК-1 была проведена по базовым проектам "73", "78", что привело к созданию серийного торпедоносца-бомбардировщика Ту-14Т ("81Т") для авиации ВМФ. Первоначальный эскизный проект "82-го" ОКБ подготовило в марте 1948-го.

Работа ОКБ получила официальную поддержку, и самолет начали рассматривать не только как экспериментальную машину, но и как базу для создания околозвукового фронтового бомбардировщика. В июне 1948-го вышло постановление Совета Министров, узаконившее работы по "82-му" (Ту-22).

Предполагалось построить два опытных экземпляра. В июне 1948-го ОКБ подготовило новый эскизный проект, отличавшийся от первоначального изменениями в некоторых элементах конструкции планера, составом вооружения и оборудования.

Опытный самолет с двигателями РД-45Ф начали строить в июле 1948-го. В феврале следующего года самолет закончили и передали на заводские испытания. В ходе постройки на опытном "82-м" установили четыре пары аэродинамических гребней на крыле.

В марте 1949-го экипаж летчика-испытателя А. Перелета совершил первый полет на "82-м". Заводские испытания машины продолжались до июня 1949-го. В отчете по заводским летным испытаниям отмечалось, что самолет устойчив и доступен летчикам средней квалификации.

На испытаниях зафиксировали максимальную скорость полета 931 км/ч на высоте 4000 м. Никаких особенных сюрпризов новое крыло не преподнесло, все оказалось значительно спокойней, чем при полетах первых истребителей со стреловидным крылом.

В ходе испытаний "82-го" произошел эпизод, который вошел в историю отечественного самолетостроения. Летом 1949-го шла подготовка к традиционному воздушному параду в Тушино, в котором предстояло участвовать и "82-му". Во время генеральной репетиции за несколько дней до парада самолет, пролетая на малой высоте над Москвой-рекой, попал в зону восходящих потоков различной интенсивности.

Возникла, как ее потом окрестили, так называемая "циклическая болтанка", с соответствующими нерасчетными нагружениями конструкции самолета, приведшими к разрушению крепления левого двигателя к мотораме.

Перелет получил травму, ударившись лицом о приборную доску, но сумел выключить поврежденный двигатель и на одном двигателе долететь и посадить самолет на аэродром ЛИИ. Этот случай потребовал введения в нормы прочности нового понятия - "циклическая болтанка" - эффекта, возникающего при проходе самолетом на малой высоте сложного рельефа местности, например, поле-река-лес. После ряда испытаний, методику расчета самолетов на "циклическую болтанку" внедрили в практику самолетостроения.

Модификация   Ту-82
Размах крыльев, м   17.81
Длина, м   17.57
Высота, м  
Площадь крыла, м2   46.24
Масса, кг  
  пустого самолета   11226
  нормальная взлетная   14919
  максимальная взлетная   18339
Тип двигателя   2 х ТРД РД-45Ф
Тяга, кгс   2 х 2270
Максимальная скорость, км/ч   934
Крейсерская скорость, км/ч   798
Дальность полета, км   2395
Практический потолок, м   11400
Экипаж, чел   3

 

Источник сайт: www.airwar.ru