Самолеты ОКБ им. Туполева
АНТ-1
АНТ-2
АНТ-3
АНТ-4
АНТ-4 СТРАНА СОВЕТОВ
АНТ-5
АНТ-6
АНТ-7
АНТ-8
АНТ-9
АНТ-13
АНТ-14 ПРАВДА
АНТ-16
АНТ-17
АНТ-20 МАКСИМ ГОРЬКИЙ
АНТ-20бис
АНТ-21
АНТ-22
АНТ-23
АНТ-25
АНТ-26
АНТ-27
АНТ-29
АНТ-31бис
АНТ-37
АНТ-40
АНТ-44
АНТ-46
АНТ-58
ВР-2 СТРИЖ
ВР-3 РЕЙС
ВР-3Д РЕЙС-Д
ДБ-2
ДБР-1
ДИ-8
ДИП
И-4
И-8
И-12
И-14
М-16
МИ-3
МДР-2
МДР-4
МК-1
МР-6
МРТ-1
МТБ-1
МТБ-2
МЭР
Р-3
Р-6
Р-7
СДБ
ТБ-1
ТБ-1П
ТБ-3
ТБ-4
ТБ-4МГ
ТБ-6
ТУ-1
ТУ-2
ТУ-2Д (62)
ТУ-2Д (65)
ТУ-2Д (67)
ТУ-2 (716)
ТУ-2 АШ-83
ТУ-2 (1947)
ТУ-2П
ТУ-2Р
ТУ-2С
ТУ-2Т
ТУ-2Ш
ТУ-4
ТУ-4Т
ТУ-6
ТУ-8
ТУ-10 (1-й)
ТУ-10
ТУ-12
ТУ-14
ТУ-16
ТУ-16А
ТУ-16Б
ТУ-16Д
ТУ-16Е ЕЛКА
ТУ-16Е-ХР
ТУ-16З ЗАПРАВЩИК
ТУ-16К-10
ТУ-16К-11-16
ТУ-16К-26
ТУ-16КС
ТУ-16КСР
ТУ-16ЛЛ
ТУ-16Н
ТУ-16П БУКЕТ
ТУ-16ПЛО
ТУ-16Р
ТУ-16РМ
ТУ-16С
ТУ-16СП
ТУ-16СПС
ТУ-16Т
ТУ-16 ЦИКЛОН-Н
ТУ-16Ю
ТУ-20
ТУ-22
ТУ-22K
ТУ-22М0
ТУ-22М1
ТУ-22М2
ТУ-22М3
ТУ-22МР
ТУ-22П
ТУ-22ПД
ТУ-22Р
ТУ-22РД
ТУ-22РДМ
ТУ-22У
ТУ-24
ТУ-28
ТУ-28
ТУ-64
ТУ-70
ТУ-73
ТУ-75
ТУ-78
ТУ-80
ТУ-81
ТУ-82
ТУ-85
ТУ-88
ТУ-89
ТУ-91 БЫЧОК
ТУ-95
ТУ-95А
ТУ-95В
ТУ-95К
ТУ-95К-10
ТУ-95K-22
ТУ-95КД
ТУ-95КМ
ТУ-95ЛАЛ
ТУ-95ЛЛ т
ТУ-95М
ТУ-95М-5
ТУ-95М-55
ТУ-95МА
ТУ-95МС
ТУ-95МР
ТУ-95Н
ТУ-95РЦ
ТУ-95У
ТУ-96
ТУ-98
ТУ-104
ТУ-104А
ТУ-104Б
ТУ-104Е
ТУ-107
ТУ-110
ТУ-114
ТУ-116
ТУ-119
ТУ-121
ТУ-123 ЯСТРЕБ
ТУ-124
ТУ-126
ТУ-128
ТУ-128У
ТУ-130 (ДП)
ТУ-134
ТУ-134А
ТУ-134Б
ТУ-134УБЛ
Ту-134Ш
ТУ-135
ТУ-136
ТУ-138
ТУ-141 СТРИЖ
ТУ-142
ТУ-142М
ТУ-142М3
ТУ-142МР ОРЕЛ
ТУ-143 РЕЙС
ТУ-144
ТУ-144Д
ТУ-144ЛЛ
ТУ-154
ТУ-154Б
ТУ-154Б-2
ТУ-154М
ТУ-154С
ТУ-155
ТУ-156
ТУ-156 ("156")
ТУ-160
ТУ-164
ТУ-204
ТУ-204-100
ТУ-204-120
ТУ-204-200
ТУ-204-300
ТУ-204-320
ТУ-204С
ТУ-214
ТУ-234
ТУ-243 РЕЙС-Д
ТУ-300 КОРШУН
ТУ-330
ТУ-334

ТШ-Б
ФБ ("103")
ФБ("103У")
ФБ ("103В")

Ту-10 скоростной пикирующий бомбардировщик.


1 | 2 | 3 | 4

В ОКБ, учтя пожелания военных, приступили к работе над третьим вариантом СДБ на заводе он шел под шифром «68», в ВВС - Ту-10 (одно время машину обозначали Ту-4). В январе 1945 г Туполев докладывает о первых предварительных характеристиках.

«Самолет «68» представляет собой серийный бомбардировщик Ту-2, на котором моторы АШ-82ФН заменены на моторы АМ-39 взлетной мощностью 1800 л.с. и боевой мощностью 1600 л.с.»

С этими моторами ОКБ гарантировало получение максимальной скорости у земли на боевом режиме 500 км/ч, на высоте 2000-2200 м -550 км/ч, а на высоте 7700 м - 610-615 км/ч. Экипаж, как и на серийном Ту-2, состоял из 4 человек (летчик, штурман, стрелок-радист и стрелок). Нормальная и максимальная бомбовая нагрузка сохранилась неизменной, причем можно было подвешивать бомбу весом в 2000 кг. «При работе на морском театре военных действий, самолет позволяет подвеску 2-х торпед или трех донных и плавающих мин весом 1000 кг.» На самолете «68» сохранено стрелково-пушечное вооружение серийного самолета Ту-2»: 2 пушки ШВАК (по 150 снарядов) и 3 пулемета Березина (190 патронов для верхней передней установки, 250 патронов для верхней задней установки и 350 патронов для нижней люковой установки). Основные изменения коснулись винтомоторной группы. В своем докладе Туполев отмечал:

«Ставящиеся на самолет «68» моторные установки берутся с самолета «63», проходящего в настоящее время совместные Государственные и Заводские испытания в ГК НИИ ВВС КА. Постановка этих установок на серийный самолет Ту-2 требует на нем следующих изменений:

  1. Установка в центроплане водяных радиаторов с вырезкой в нижней панели кессона люков для монтажа радиаторов.

  2. Изготовление новых моторных гондол, капотов, коков винтов моторов и маслобаков для мотоустановок моторов АМ-39.

  3. Изменение длины задних подкосов шасси для увеличения выноса колес шасси на 125 мм

  4. Незначительные изменения в монтаже оборудования передней кабины, заключающиеся: - в постановке на левый пульт крана пневматического управления скоростями ПЦН, - в переключении сек тора управления ПЦН на управление краном кольцевания, - в изменении правой приборной доски для размещения дополнительных приборов контроля работы моторов АМ-39, - в изменении места крепления пускового насоса и т.п.

  5. Снятие бензобаков №11 и изменение бензопроводки с целью создания раздельных групп бензобаков для устранения неравномерного расхода горючего (по типу предназначенному к внедрению в 1945 г. на самолетах Ту-2).

В конструкцию и оборудование самолета «68» вводятся все изменения и доработки, проведенные по серийному самолету Ту-2 для внедрения их в 1945 г. Основными из них являются:

  1. Замена фонаря летчика на новый расширенный фонарь.

  2. Постановка увеличенного вертикального оперения.

  3.  Изменение размещения радиостанции в соответствии с требованиями ГК НИИ ВВС КА.

  4.  Постановка новой посадочной фары и ночного освещения

  5.  Замена блистерной установки штурмана на новую стрелковую установку

    16.01 45 г. Главный конструктор А.Н Туполев»      

3 февраля 1945 г НКАП своим приказом №38 обязал ОКБ выпустить такую машину на базе серийного Ту-2 №16/20 производства завода №23. Машина подверглась весьма существенным переделкам. Установили новый фонарь пилота и штурмана, одно большое круглое окно нижней стрелковой установки вместо трех маленьких, увеличили вертикальное оперение и вынос колес шасси (на 125 мм), поставили новое хвостовое колесо 480 х 200 мм. Винтомоторную группу сконструировали заново под моторы АМ-39ФНВ с непосредственным впрыском топлива в цилиндры, в центроплане разместили водяные радиаторы системы охлаждения, а хвостовую часть крыла переделали в связи с заменой баков №6 и 7 одним общим. Изменения коснулись и вооружения. Установку БУШ у штурмана заменили на ВУС-1, ВУБ-2М у стрелка-радиста - на ВУБ-65, модернизировали люковую установку, усовершенствовали систему подъема бомб.

Вобрав в себя все эти изменения, серийный Ту-2 №16/20 превратился в середине мая в самолет «68» 2хАМ-39ФНВ. 19 мая 1945 г летчик-испытатель А.Д.Перелет и ведущий инженер по испытаниям Б Н Гроздов впервые подняли машину в воздух Заводские испытания продолжались до 8 июня. Неделю на самолете устраняли выявленные дефекты, а 16 июня сдали НИИ ВВС на государственные испытания. Они проходили с 28 июня по 30 июля 1945 г. На 35-м полете при аварийной посадке с убранным шасси самолет получил повреждения, и испытания были прерваны. С 30 июля по 16 ноября машина находилась в ремонте Одновременно устраняли и дефекты, которые отметили военные испытатели 17 ноября «68»-я, оснащенная новыми винтами АВ-5ЛВ-166Б, вышла на повторные государственные испытания, продолжавшиеся до 8 февраля 1946 г. 

В Акте НИИ ВВС №17 за 1946 г по результатам повторных государственных испытаний самолета «68» 2АМ-39ФНВ с винтами АВ-5АВ-166Б дано заключение, что «самолет может быть рекомендован на вооружение ВВС при условии устранения всех дефектов, отмеченных в акте».

Машину возвратили на завод №156 Там на ней появились новые моторы АМ-39ФН2 с четырехлопастными флюгерными винтами АВ-9К-22А и пылефильтрами на всасывающих патрубках, вертикальное оперение еще большей площади (6,03 м2 вместо 5,79 м2), хвостовое колесо с пневматиком 530 х 230 мм. Поперечное V крыла уменьшили на 1 5 градуса с помощью конусных прокладок по стыковочному узлу.

Все работы опытное производство закончило 24 мая. Первый полет модернизированной «68»-ой состоялся 28 мая (летчик-испытатель А.Д.Перелет). После этого почти три месяца - до 10 августа - продолжались заводские испытания на АЭС.  С 16 сентября по 20 ноября 1946 г машина под ошибочным обозначением Ту-4- проходила государственные испытания. Заключение НИИ ВВС КА было сдержанным. «Самолет «68» государственные испытания прошел удовлетворительно и при доведении дальности полета до 2100 км может быть принят на вооружение ВВС». Испытывали самолет и с моторами АМ-40 с четырехлопастными винтами АВ-9К-22А, но каких-либо преимуществ эти двигатели не дали.

«68» 2АМ-39ФН2 (с винтами АВ-5ЛВ-22А) под обозначением Ту-10 запустили в небольшую серию на заводе №82. «68» воплотила в себе все лучшее для машины своего назначения - большую скорость в сочетании со значительной бомбовой нагрузкой, мощным оборонительным вооружением и необходимой дальностью полета Она стала последним серийным поршневым бомбардировщиком такого класса - ОКБ уже работало над реактивными самолетами.


Модификация   Ту-10
Размах крыла, м   18.86
Длина, м   13.80
Высота, м   4.55
Площадь крыла, м2   48.80
Масса, кг  
  пустого самолета   8200
  нормальная взлетная   12444
Тип двигателя   2 ПД Швецов АМ-39ФН-2
Мощность, л.с.   2 х 1850
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   520
  на высоте   635
Крейсерская скорость , км/ч   598
Практическая дальность, км   1660
Максимальная скороподъемность, м/мин   450
Практический потолок, м   9800
Экипаж   4
Вооружение:  три оборонительных 12.7-мм пулемета УБТ и
 две 20-мм пушки ШВАК в корнях крыльев
 Бомбовая нагрузка - 1000 кг, максимальная - 3000 кг

 

Источник сайт: www.airwar.ru