Самолеты ОКБ им. Туполева
АНТ-1
АНТ-2
АНТ-3
АНТ-4
АНТ-4 СТРАНА СОВЕТОВ
АНТ-5
АНТ-6
АНТ-7
АНТ-8
АНТ-9
АНТ-13
АНТ-14 ПРАВДА
АНТ-16
АНТ-17
АНТ-20 МАКСИМ ГОРЬКИЙ
АНТ-20бис
АНТ-21
АНТ-22
АНТ-23
АНТ-25
АНТ-26
АНТ-27
АНТ-29
АНТ-31бис
АНТ-37
АНТ-40
АНТ-44
АНТ-46
АНТ-58
ВР-2 СТРИЖ
ВР-3 РЕЙС
ВР-3Д РЕЙС-Д
ДБ-2
ДБР-1
ДИ-8
ДИП
И-4
И-8
И-12
И-14
М-16
МИ-3
МДР-2
МДР-4
МК-1
МР-6
МРТ-1
МТБ-1
МТБ-2
МЭР
Р-3
Р-6
Р-7
СДБ
ТБ-1
ТБ-1П
ТБ-3
ТБ-4
ТБ-4МГ
ТБ-6
ТУ-1
ТУ-2
ТУ-2Д (62)
ТУ-2Д (65)
ТУ-2Д (67)
ТУ-2 (716)
ТУ-2 АШ-83
ТУ-2 (1947)
ТУ-2П
ТУ-2Р
ТУ-2С
ТУ-2Т
ТУ-2Ш
ТУ-4
ТУ-4Т
ТУ-6
ТУ-8
ТУ-10 (1-й)
ТУ-10
ТУ-12
ТУ-14
ТУ-16
ТУ-16А
ТУ-16Б
ТУ-16Д
ТУ-16Е ЕЛКА
ТУ-16Е-ХР
ТУ-16З ЗАПРАВЩИК
ТУ-16К-10
ТУ-16К-11-16
ТУ-16К-26
ТУ-16КС
ТУ-16КСР
ТУ-16ЛЛ
ТУ-16Н
ТУ-16П БУКЕТ
ТУ-16ПЛО
ТУ-16Р
ТУ-16РМ
ТУ-16С
ТУ-16СП
ТУ-16СПС
ТУ-16Т
ТУ-16 ЦИКЛОН-Н
ТУ-16Ю
ТУ-20
ТУ-22
ТУ-22K
ТУ-22М0
ТУ-22М1
ТУ-22М2
ТУ-22М3
ТУ-22МР
ТУ-22П
ТУ-22ПД
ТУ-22Р
ТУ-22РД
ТУ-22РДМ
ТУ-22У
ТУ-24
ТУ-28
ТУ-28
ТУ-64
ТУ-70
ТУ-73
ТУ-75
ТУ-78
ТУ-80
ТУ-81
ТУ-82
ТУ-85
ТУ-88
ТУ-89
ТУ-91 БЫЧОК
ТУ-95
ТУ-95А
ТУ-95В
ТУ-95К
ТУ-95К-10
ТУ-95K-22
ТУ-95КД
ТУ-95КМ
ТУ-95ЛАЛ
ТУ-95ЛЛ т
ТУ-95М
ТУ-95М-5
ТУ-95М-55
ТУ-95МА
ТУ-95МС
ТУ-95МР
ТУ-95Н
ТУ-95РЦ
ТУ-95У
ТУ-96
ТУ-98
ТУ-104
ТУ-104А
ТУ-104Б
ТУ-104Е
ТУ-107
ТУ-110
ТУ-114
ТУ-116
ТУ-119
ТУ-121
ТУ-123 ЯСТРЕБ
ТУ-124
ТУ-126
ТУ-128
ТУ-128У
ТУ-130 (ДП)
ТУ-134
ТУ-134А
ТУ-134Б
ТУ-134УБЛ
Ту-134Ш
ТУ-135
ТУ-136
ТУ-138
ТУ-141 СТРИЖ
ТУ-142
ТУ-142М
ТУ-142М3
ТУ-142МР ОРЕЛ
ТУ-143 РЕЙС
ТУ-144
ТУ-144Д
ТУ-144ЛЛ
ТУ-154
ТУ-154Б
ТУ-154Б-2
ТУ-154М
ТУ-154С
ТУ-155
ТУ-156
ТУ-156 ("156")
ТУ-160
ТУ-164
ТУ-204
ТУ-204-100
ТУ-204-120
ТУ-204-200
ТУ-204-300
ТУ-204-320
ТУ-204С
ТУ-214
ТУ-234
ТУ-243 РЕЙС-Д
ТУ-300 КОРШУН
ТУ-330
ТУ-334

ТШ-Б
ФБ ("103")
ФБ("103У")
ФБ ("103В")

МТБ-2 (АНТ-44) патрульный самолет бомбардировщик.


1 | 2 | 3

Во второй половине 30-х годов на вооружение авиации ВМФ СССР начали поступать современные скоростные бомбардировщики сухопутного базирования. Однако самолеты морского базирования, в частности тяжелые летающие лодки класса разведчики и бомбардировщики, состоявшие на вооружение флота, были устаревшими и, в большинстве своем, иностранного происхождения. Необходимость в современных летающих лодках была настолько острой, что даже рассматривался вариант заказа самолета за границей. Осенью 1934 года, учитывая потребность советской авиации в современных гидросамолетах, английская фирма Шорт предложила спроектировать и построить для СССР четырехмоторный лодочный самолет близкий к своему S.23 с максимальной скоростью полета 300-320 км/ч и дальностью полета с нормальной полетной массой 1200-1300 км.

Решение вопроса о передачи заказа англичанам УВВС предоставил ЦАГИ. На основе проведенных предварительных расчетов и оценок, выполненных бригадой КБ А.П.Голубкова, А.Н.Туполев и начальник ЦАГИ Н.М.Харламов направили в УВВС заключение о возможности проектирования КБ тяжелого лодочного гидросамолета с ЛТХ лучшими, чем у предлагавшегося англичанами проекта. В соответствие с этим, в декабре 1927 г КБ получает заказ на новую летающую лодку. Требования от УВВС были получены в марте 1935 г, в соответствие с которыми новый четырехдвигательный гидросамолет должен был строиться как морской тяжелый бомбардировщик, способный наносить удары по морским базам и судам противника, как разведчик открытого моря и как транспортный самолет для перевозки 35-40 человек и грузов, в том числе боеприпасы и топливо. ЛТХ задавались следующие: максимальная скорость на высоте 1000 м - 300 км/ч, практический потолок - 7000 -7500 м, дальность полета с 2000 кг бомб - 1000 км, с 1000 кг - 1300-1350 км.

По КБ самолет получил обозначение АНТ-44, официальное - МТБ-2. В КБ, как ведущий конструктор, за работу отвечал А.П.Голубков, в проектировании кроме его бригады участвовали и другие подразделения КБ. В декабре 1935 г. был разработан эскизный проект. Согласно ему самолет представлял собой четырехмоторный цельнометаллический лодочный высокоплан, с крылом типа "чайка", с подкрыльевыми поплавками. Двигатели Гном-Рон "Мистраль-Мажор" 14Krsd (М-85). Лодка-двухреданная, средней килеватости, второй редан сходил на клин. Лодка была разделена на семь отсеков, обеспечивающих непотопляемость. Обводы лодки и ее несущих подкрыльевых поплавков были выбраны на основе исследований моделей в гидроканале ЦАГИ. Бомбовое вооружение обеспечивало внутреннюю и наружную подвеску бомб. В состав оборонительного вооружения входили носовая и кормовая пушечные башни под пушки ШВАК, турель и люковая установка под ШКАС.

Изготовление опытного АНТ-44 началось в сентябре 1935 г. В ходе постройки машины в ее конструкцию неоднократно вносились многочисленные изменения, как по требованию ВВС, так и по инициативе КБ. 29 марта 1936 г состоялся осмотр макета, после чего были дополнительные замечания к строящемуся АНТ-44. Решено было все замечания и доработки по опыту постройки и испытаний первой машины учесть при изготовлении "дублера", а первую машину достраивать с минимумом изменений. В конце марта 1937 г АНТ-44 с отечественными двигателями М-85 по 810л.с. был готов. Первые полеты проводились на колесном шасси с сухопутного аэродрома, впервые машину в воздух поднял 19 апреля 1937 г экипаж летчика-испытателя Т.В.Рябенко. В сухопутном варианте машина летала до 2 октября 1937 г, затем до 1 ноября были полеты с Химкинского водохранилища. В испытательных полетах АНТ-44 участвовали М.М.Громов и А.Б.Юмашев, общая оценка новой машины была положительной. Государственные испытания АНТ-44 проводились с ноября 1937 г. В декабре машину поставили на установку двигателей М-87 (950л.с.), в июле 1938 г испытания были продолжены. Оценка самолета военными была также положительная. По результатам испытаний было признано, что МТБ-2 обеспечивает выполнение задач тяжелого морского бомбардировщика на 1939-1941гг. (с бомбовой нагрузкой 2000 кг, с радиусом действия 1500 км), скорость и потолок удовлетворяют ТТТ и не уступают аналогичным зарубежным машинам, расположение огневых точек - удовлетворительное. Самолет был рекомендован к принятию на вооружение авиации флота. После завершения первого этапа государственных испытаний АНТ-44 был переоборудован в самолет-амфибию со складывающимися стойками шасси, двигатели М-87 заменили на М-87А. В конце сентября переделанная машина поступила на второй этап государственных испытаний, которые показали, что установка шасси мало повлияла на ЛТХ. Довести до конца испытания не удалось, в феврале 1939 г самолет при неудачной посадке был поврежден и затонул.

"Дублер" АНТ-44 (АНТ-44бис или как было принято после ареста А.Н.Туполева официально обозначать его машины - ЦАГИ-44Д) был закончен постройкой в июне 1939г. В отличие от первой машины на второй были: увеличена площадь крыла, изменена конструкция стабилизатора и увеличена его площадь, проведены изменения по системам силовой установки и управления, усилено вооружение. 7 июня "дублер" был вывезен на аэродром, а 26 июня летчик-испытатель М.Ю.Алексеев поднял его в воздух. Заводские испытания продолжались до 14 января, как с сухопутных, так и с морских аэродромов. 27 марта "дублер" передается заказчику для проведения государственных испытаний, которые с 1 апреля по 16 мая 1939 г проводил экипаж во главе с летчиком-испытателем И.М.Сухомлиным. Испытания "дублера" в основном подтвердили положительные оценки по первой машине, самолет был рекомендован для серийного производства.

Серийное производство МТБ-2 предполагалось передать на завод №30, куда специально для этого перевели бригаду А.П.Голубкова. К маю 1939 г были подготовлены откорректированные чертежи для серии. На серийной машине должны были быть проведены некоторые изменения в конструкции планера, установлены двигатели типа М-88 (1100 л.с.) и т.д. С новыми более мощными двигателями ЛТХ серийного МТБ-2 должны были улучшиться: максимальная скорость до 400 км/ч, дальность с 2000 кг бомб до 2800 км, без бомб до 4200 км. Испытания М-88 применительно к МТБ-2 предполагалось провести на "дублере". С мая 1939 г завод №30 начал подготовку к серии, однако в январе 1940 г по решению СНК СССР все работы по серии и по опытной машине были прекращены. Флот начал в больших количествах получать сухопутные ДБ-3М, а затем ДБ-3Ф (Ил-4), которые могли действовать практически над всей акваторией морей, прилегающих к границам СССР, а большего, по тогдашней концепции прибрежного флота, и не требовалось.

Помимо военных вариантов АНТ-44, в КБ в 1935 - 1936 гг. проектировался пассажирский вариант самолета, рассчитанный на перевозку 12-15 человек на дальность 1000-2000 км. С прекращением работ по АНТ-44 его история на этом не закончилась. Еще в 1936 г КБ поднимался вопрос об использовании машины для побития международных рекордов для гидросамолетов. В 1938г. этим вопросом занимался М.Ю.Алексеев. 17-19 июня 1940 года, экипаж И.М.Сухомлина на АНТ-44бис установил несколько мировых рекордов высоты полетов с грузом: с грузом 1000кг. самолет поднялся на высоту 7134м., с 2000кг. - 6284м., с 5000кг - 5219м., без груза - 7595м. С 28 сентября по 7 октября были установлены рекорды скорости при полете с грузом 1000кг. по замкнутому маршруту протяженностью 1000км. - 277,46км/ч. и с грузом 2000кг. - 241,69км/ч.

К началу Великой Отечественной войны АНТ-44бис вместе с экипажем И.М.Сухомлина находился в составе авиации Черноморского флота. С первых же дней войны самолет совершает бомбардировочные налеты на Плоешти, Бухарест, а также наносит удары по наступающим соединениям противника, выполняет транспортные операции в интересах флота и армии. Во второй половине 1942 года, после года боевой эксплуатации, самолет терпит катастрофу в Геленджикской бухте.


Модификация   МТБ-2 (АНТ-44бис)
Размах крыла, м   36.45
Длина, м   21.94
Высота, м   7.88
Площадь крыла, м2   146.70
Масса, кг  
  пустого самолета   12000
  нормальная взлетная   19000
  максимальная взлетная   21000
Тип двигателя   4 ПД М-87А
Мощность, л.с.   4 х 950
Максимальная скорость , км/ч  
  на уровне моря   365
  на высоте   351
Крейсерская скорость , км/ч   320
Перегоночная дальность, км   4500
Практическая дальность, км   2500
Скороподъемность, м/мин   230
Практический потолок, м   7100
Экипаж   6-7
Вооружение:   две 20-мм пушки ШВАК, два 7.62-мм пулемета ШКАС
 до 2000 кг бомб

 

Источник сайт: www.airwar.ru

 
 
Игра-головоломка Последний воин | регистрация выпуска акций | загадки | система поиска клиентов