Самолеты ОКБ им. Туполева |
Ту-22 сверхзвуковой бомбардировщик.В 1962г. на вооружение ВВС СССР стал поступать первый серийный сверхзвуковой бомбардировщик средней дальности Ту-22 Новая машина, созданная в ОКБ А. Н. Туполева, предназначалась для частичной замены своего дозвукового предшественника Ту-16. Ту-22 предназначен для нанесения ракетных и бомбовых ударов по стационарным, морским и ограниченно подвижным целям. В варианте ракетоносца-бомбардировщика (Ту-22К) самолет может нести одну сверхзвуковую ракету “воздух-земля” Х-22 (ракета размещается в полуутопленном положении под фюзеляжем) или до 13 т бомб свободного падения в бомбоотсеке. Помимо основного бомбоотсека в центроплане Ту-22 имеет по одному небольшому отсеку для подвески бомб небольшого калибра в крыльевых гондолах- обтекателях основного шасси. Шасси бомбардировщика трехстоечное, со сдвоенными баллонами на колках. Основные стойки - двухосные, носовая стойка - одноосная. Ту-22 оснащался совершенным для своего времени бортовым электронным оборудованием. БРЭО включало в себя мощную бортовую РЛС, РЛС управления огнем оборонительной пушечной установки, радиовысотомер, средства РЭБ, систему выброса ИК ловушек и дипольных отражателей. Ту-22 оснащался катапультируемыми креслами класса 0-0. Причем для облегчения обеспечения посадки экипажа в самолет кресла могли опускаться вниз. На Ту-22 более поздних выпусков стала устанавливаться система дозаправки в воздухе. Неубираемая штанга топливоприемника размещалась в носовой части самолета. Двигатели, созданные в ОКБ им. В.А.Ао6рынина, имели регулируемые сопла. Под оборонительной пушечной установкой имелись створки тормозного парашюта. На базе Ту-22К был создан разведчик Ту-22Р. Ту-22Р может использоваться для радиотехнической, радиолокационной и визуальной разведки. Также Ту-22Р может проводить топографическую и аэрофотосъемку в оперативной глубине обороны противника на скорости до 1700 км/ч. Машина оснащалась двигателями РД-17М2 с тягой 17000 кгс на форсажном режиме, созданными в Рыбинском КБМ. Кроме разведчика были созданы учебная модификация Ту-22У, с дополнительной кабиной для 4-го члена экипажа, и самолет радиоэлектронной борьбы Ту-22П. Ту-22П предназначен для создания активных и пассивных помех в метровом, дециметровом и сантиметровом диапазоне волн РЛС. Благодаря новой мощной БРАС Ту-22П может выявлять воздушные цели и производить на них наведение истребителей, а также давать целеуказания наземным средствам ПВО. Эксплуатация самолетов Ту-22 выявила достаточно серьезный недостаток. На больших сверхзвуковых скоростях из-за воздушных возмущений, вызванных неудачным размещением двигателей над хвостовым оперением, самолет становился трудноуправляемым. Кроме того серьезна неудобство экипажу доставляли плохой обзор из кабины и высокая посадочная скорость. На 1992г. в ВВС России используется только ограниченное число Ту-22Р и Ту-22П. Ту-22К поставлялся в ряд зарубежных стран. В их числе Ливня (24) и Ирак (12). Ту-22 стал первым отечественным сверхзвуковым бомбардировщиком средней дальности. За рубежом машины такого класса имеются только во Франции (Мираж-4) и США (FB-111).
Источник сайт: www.airwar.ru |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||